Политическая перезагрузка
Последние новости
Поиск новостей
Введите интересующее Вас слово или словосочетание
Архив новостей
Спонсоры сайта
Здесь может быть ваша ссылка или кнопка
Последние комментарии

Секонд-хенд вместо легпрома. Убитую отрасль миллиардом рублей не спасешь

12-12-2012, 04:55 | Просмотров: 1609
Раздел: Аналитика, мнения
Глава Минпромторга Денис Мантуров пообещал государственную помощь российской легкой и текстильной промышленности. По расчетам министра, через 8 лет отечественные производители смогут занять до половины внутреннего рынка страны и серьезно потеснить зарубежных конкурентов. На фоне полного упадка легпрома и экспансии китайского ширпотреба верится в это как-то с трудом.

По расчетам специалистов, рынок товаров легкой и текстильной промышленности в России оценивается в 2,5 трлн рублей, а по данным Росстата, в 2011 году отечественная легкая и текстильная промышленность произвела товаров на сумму около 261 млрд. рублей (из них около 50 млрд. приходится на обувь). Для увеличения доли наших товаров на прилавках в 2013 году на поддержку производителей планируется выделить 1,14 млрд рублей. Основная часть средств должна пойти на субсидирование ставок по кредитам: 640 млн по займам на покупку сырья и 225 млн – по кредитам на техническое оснащение. Это почти вдвое больше, чем было выделено на эти цели в нынешнем году (340 млн и 125 млн соответственно).

– Предлагаемая мера субсидирования довольно правильная, и при правильном расходовании средств эта поддержка может оказаться весьма кстати, – говорит ответственный секретарь Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Евгений Зверев. – Только конкурировать с массовыми товарами китайского производства мы не сможем. Мы в состоянии составить конкуренцию производителям из Европы, где сегодня наблюдается стагнация. В стране есть люди, которые покупают квартиры и машины, так что рынок дорогой одежды есть. Единственно, что наши предприятия необходимо переоснастить.

Правда, большой вопрос, станут ли люди с деньгами исключительно из патриотических соображений поддерживать отечественного производителя, а не итальянского или французского.

Что касается продукции для большинства, то тут, похоже, у российских предприятий никаких шансов. Сегодня даже многие европейские и американские компании перенесли свои мощности в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Там и на меры по сохранению благоприятной экологической обстановки так тратиться не надо, да и расходы на зарплаты на порядок меньше. К тому же, после вступления России в ВТО, нашим предпринимателям надо будет учиться играть по новым правилам. При таких условиях рассчитывать на увеличение доли отечественных товаров на рынке не приходится.

– Легкая промышленность сильно завязана на потребителя, и в неё вкладывать надо очень осторожно. В нашем министерстве нет хороших маркетологов, нет навыков для экспертизы и планирования работы отрасли. У нас уже есть отрицательный пример с закупкой дорогого медицинского оборудования, которое сегодня используется неэффективно, а многие деньги разворованы. Государство должно быть компетентным в том деле, за которое берется. Чтобы делать лучшие ракеты сейчас создали научно-технический совет Военно-промышленной комиссии при правительстве. Для производства лифчиков никто госкомиссию создавать не будет. Тем более, что наша легкая промышленность занимает нишу нижнего ценного сегмента. Большую прибыль на нём не получить, а завалить всю страну тапками вряд ли необходимо. У нас никто даже не проводил исследований по тому, какая продукция сегодня востребована, – комментирует предложения Минпромторга директор по исследованиям Центра стратегических разработок Сергей Белановский.

Тем не менее, Минпромторг обещает загрузить наши морально устаревшие машины работой. Во-первых, говорят в министерстве, необходимо поддержать введение обязательной школьной формы: дети растут быстро – каждый год новый комплект ребенку будет нужен. Во-вторых, можно обязать предприятия покупать рабочую одежду только в России. Помимо этого предлагается не продавать конфискованный на таможне китайский контрафакт, а уничтожать. Такие меры сложно назвать «ноу-хау». С таким же успехом можно предложить загрузить текстильные предприятия работой, если обязать всех чиновников носить только отечественные костюмы.

Сегодня во многих российских городах можно встретить магазины белорусской одежды и обуви. Товары по качеству явно лучше российских, а стоят не дороже. Некоторые марки и вовсе имеют свои магазины во многих странах. Может, стоить обратить внимание на опыт нашего ближайшего союзника? Но, как говорит эксперт по экономическому развитию Белоруссии Дмитрий Болкунец, и для легпрома нашего соседа жизнь складывается не просто:

– В России белорусские товары популярны, но очень дороги для белорусов. Во всех городах Белоруссии сегодня есть стихийные небольшие вещевые рынки – такое наследие от 1990-х. Там белорусской продукции почти не встретить. Наоборот, почти все торговцы ездят в Москву за китайскими и турецкими товарами. В стране есть несколько собственных качественных брендов, но их владельцы сегодня задумываются о переводе производства в Китай, в Минске останутся только модельеры. Большинство же предприятий текстильной и легкой промышленности в Белоруссии убыточны. Их поддерживает государство, чтобы сохранить рабочие места. И мне кажется самой настоящей утопией идея Минпромторга занять 50% рынка России товарами собственного производства. Скорее всего, это очередной «глобальный проект» кардинально улучшить жизнь к далекому 2020 или 2030 году.

Действительно, сегодня для России гораздо актуальнее другое - в больших городах всё большую популярность приобретают секонд-хенды. Когда денег не хватает на еду, о хорошей одежде остается только мечтать.

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.